Министерство образования Республики БеларусьГлавное управление по образованию Брестского облисполкома
С целью повышения уровня сформированности и развития функциональной грамотности младших школьников, что определено в Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, как одно из принципиальных преобразований в системе образования для повышения ее привлекательности и конкурентноспособности в мировом образовательном пространстве, средняя школа № 1 г. Жабинки и Ракитницкая средняя школа с 2021/2022 учебного года работают по инновационному проекту «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».
В проекте задействованы 44 обучающихся со II по IV классы, 3 учителя начальных классов (Рашовская Н.Н., Чижикова С.Б., Головенко С.А.), директор Панфила И.А., заместитель по учебной части Лазовская И.И. средней школы № 1 г. Жабинки и 20 обучающихся со II по IV классы, 2 учителя начальных классов (Калюшик С.Н., Бычек О.А.), директор Прихожко Ж.П., заместитель по учебной части Игнатюк Н.В. Ракитницкой средней школы. Куратором проекта является Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент, которая разработала методические пособия по технологии многомерного чтения.
19 января 2023 года Гин Светлана Ивановна посетила учреждения среднего образования Жабинковского района для оказания методической помощи и отслеживания динамики работы по формированию функциональной грамотности у задействованных в проекте младших школьников, участников данного инновационного проекта.
В рамках встречи Светлана Ивановна посетила занятия учителей, работающих по технологии многомерного чтения, провела с ними беседы, обучающимися и руководством средней школы № 1 г. Жабинки и Ракитницкой средней школы. На базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Жабинки» показала мастер-класс по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников» для учителей начальных классов Жабинковского района.
В современном мире обучение по технологии многомерного чтения немаловажно для интеллектуально одаренных учащихся, которые должны соответствовать вызовам информационного общества, поскольку дети поколения Z умеют легко ориентироваться в не сплошной, фрагментарной информации и быстро переключаться с одной темы на другую. Поэтому текст, предлагаемый для изучения, должен быть не линейным, а многомерным, системно организующим разрозненные элементы знания. Однако эти особенности не могут быть в полной мере учтены при использовании традиционных методик обучения.
Однако уже можно отметить, что у учащихся целевых групп, обучающихся по инновационному проекту, отличительными особенностями являются прежде всего повышенная любознательность, опережение сверстников по уровню умственного развития, высокий темп прохождения учебного материала, повышенная потребность в умственной нагрузке; ярко выраженный интерес к учебной деятельности и стремление к самостоятельности в процессе мышления. Так повышение уровня функциональной грамотности младших школьников обеспечивает и социальный эффект, связанный с последующей успешностью учащихся на второй ступени обучения и в личной жизнедеятельности.