Министерство образования Республики БеларусьГлавное управление по образованию Брестского облисполкома
19.10.2018 г. на базе государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Жабинковского района» состоялся мини-семинар по проблеме детского аутизма. Специалисты поделились своим опытом работы с коллегами и рассказали, с какими трудностями сталкиваются на начальном этапе работы с особенными детьми.
За последнее десятилетие случаи аутизма значительно участились. Поэтому пришло время взглянуть на нашу окружающую среду.
Термин «аутизм» происходит от латинского слова «autos» – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира. Простыми словами – это особенное состояние ребенка, когда нет желания общаться с кем-то. Аутисты – это особые дети, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих. Дети с РДА рождаются 4-5 человек на 10 000 детей. Мальчиков с таким диагнозом больше, чем девочек, но у девочек аутизм проявляется в более тяжелой форме и ребенку достаточно тяжело адаптироваться к окружающему миру.
Эта проблема в последние годы стала очень актуальна и в Беларуси. Поэтому сегодня мы попробуем рассказать о диагностике и путях коррекции РДА.
К сожалению, в нашем обществе принято говорить о детях с проблемами в развитии шепотом или вообще молчать. Более корректно, на наш взгляд, называть таких детей особые дети. Таких «особых» очень много. Часто они посещают обычные детские сады или школы, но определение их в группу «особых» говорит о том, что таким детям нужен особый подход, особое сопровождение. Родители должны иметь хотя бы малейшее представление о проблемах развития детей, чтобы вовремя понять и при необходимости обеспечить ребенку особое отношение окружающих.
Из практики известно, что основной симптом раннего детского аутизма проявляется в некоторой отрешенности ребенка от окружающего мира, эмоциональной незрелости, стереотипности поведения. Такой малыш старается избегать зрительного контакта, не всегда расположен к телесному контакту (сжимается, когда его пытаются погладить или приобнять). Возможны стереотипные движения с предметами (перелистывание книги, постукивание каким-либо предметом), одна и та же тема может доминировать в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. У детей формируются устойчивые стереотипы, они с трудом привыкают к новой одежде, пище, обстановке, людям. У детей с аутизмом возможны (но не всегда) задержка и нарушения речевого развития (а именно функция общения). Аутичный ребенок часто не слышит обращенную к нему речь, а ответы не имеют отношения к теме разговора. Для ребенка с ранним детским аутизмом свойственны эхолаллии (он повторяет последнее услышанное слово или предложение).
Мы понимаем, что неспециалистам (тем более родителям) сложно понять, имеются ли у ребенка те или иные особенности развития или поведения, но заметить и подтвердить аутизм можно начиная с двухлетнего возраста.
Признаки, которые должны насторожить родителей:
В 3 месяца ребенок:
В семь месяцев:
В двенадцать месяцев:
В двадцать четыре месяца:
Если Вас что-то настораживает, не откладывайте визит к педагогу-психологу (или психоневрологу, психиатру, учителю-дефектологу). Часто, к сожалению, можно наблюдать стереотипное отношение родителей к информации о том, что их ребенок действительно особенный и нуждается как в медицинском, так и в психологическом сопровождении. Реакция родителей на то, что их ребенок страдает ранним детским аутизмом, часто такова: шок-гнев-депрессия-принятие.
Специалисты ЦКРОиР понимают и разделяют чувства родителей, но чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем более положительный прогноз дальнейшего развития.
Как специалисты, имеющие определенный опыт сопровождения особых детей, можем рассказать о своих принципах коррекции. Во-первых, к ребенку с ранним детским аутизмом нужно относиться как к норме развития. Сопровождая ребенка, не навязывать свою модель поведения, а принимать его. Придавать понятный для него смысл всем его действиям и словам. Разнообразить сенсорный опыт: игры с водой, рисование красками с помощью пальцев, игры с песком, крупой и т.д. Так как дети отличаются большей стереотипностью поведения, все новое необходимо вводить осторожно, пошагово, подробно объясняя ребенку, показывая на собственном примере, формируя только положительное отношение к происходящему. Барьер физического контакта можно снимать с помощью различных «толкалок», «щекоталок», «гладилок». Ребенок должен видеть лицо общающегося с ним, но не старайтесь насильно удержать детский взгляд. Когда ребенок заинтересуется, он сам будет внимательно смотреть и слушать Вас. Часто у детей с ранним детским аутизмом отмечается боязнь открытого или закрытого пространства. Учитывайте это, поднимаясь или спускаясь с таким ребенком по лестнице, гуляя с ним на детской площадке.
И все-таки, главная проблема детей с ранним детским аутизмом - проблема общения. Старайтесь в присутствии ребенка проявлять интерес к окружающим людям, здоровайтесь, знакомьтесь, прощайтесь, играйте, то есть выполняйте все, что должен, по-вашему мнению, выполнять Ваш ребенок. Дети с ранним детским аутизмом обучаемы и социализированы. Сделайте все возможное, чтобы Ваш ребенок получил необходимую помощь, а Вы - поддержку в лице специалистов.
Будьте терпеливы и благоразумны. Не торопите события. И положительный эффект обязательно будет.
Е.С.Луговская, директор ЦКРОиР