Нормативные правовые акты
1. Деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей воспитание и обучение детей, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия):
осуществляется деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающая воспитание и обучение детей (детские сады, дошкольные центры развития ребенка и т.д.), которая соответствует виду экономической деятельности «Дошкольное образование», подкласс 85100 Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь»);
деятельность реализуется в учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях, организациях, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 2 статьи 134));
время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 3 статьи 139));
наполняемость групп составляет 7 – 20 воспитанников (с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года) либо установлена иная наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 7 статьи 139));
образовательный процесс осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников: разработан и утвержден учебный план учреждения образования на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования, режим дня, расписание специально-организованной деятельности с воспитанниками (игр, занятий) (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (статья 143));
используются формы организации образовательного процесса – игра, занятие (Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) «Кодекс Республики Беларусь об образовании» (пункт 11 статьи 139));
организовано питание воспитанников (свыше 4-х часов пребывания), которое осуществляется за счет средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с актами законодательства (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (статья 40), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 (ред. от 19.04.2023) «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования», постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 (ред. от 03.05.2016) «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (подпункт 146.1 пункта 146)).
2. Деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи для осуществления которой не требуется специальное разрешение (лицензия):
осуществляется деятельность, которая соответствует виду экономической деятельности «Прочие виды образования, не включенные в другие группировки», подкласс 85590 Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь», постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 № 48 «О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь», постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2021 № 99 «Об утверждении изменения № 6 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»);
деятельность реализуется в учреждении дополнительного образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Данный вид образовательной программы не может реализовываться индивидуальными предпринимателями (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 2 статьи 224), Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 4 статьи 225));
количество учебных часов и количество занятий в неделю для детей дошкольного возраста в возрасте 4-6 лет составляет по 1 учебному часу не более 2 раз в неделю (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (статья 229), постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43 (ред. от 24.07.2017) «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям» и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 269 и от 10 апреля 2008 г. № 65» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2017) (подпункт 71.5 пункта 71), постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 N 149 (ред. от 19.09.2022) «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи»);
образовательный процесс осуществляется в объединениях по интересам (кружок, клуб, секция, студия и др.) или индивидуально. При обучении лиц в возрасте от 2 до 6 лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 обучающихся (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 8 статьи 229));
программа объединения по интересам разработана и утверждена по соответствующему профилю деятельности, согласована со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы, в порядке, определяемом Министерством образования (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (пункт 7 статьи 235));
используются формы организации образовательного процесса – занятие, иные формы (Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) «Кодекс Республики Беларусь об образовании» (пункт 5 статьи 229));
учреждением, иной организацией, реализующими программы дополнительного образования детей и молодежи, не организовывается питание обучающихся (Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 06.03.2023) (статья 40)).
3. Деятельность по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания:
осуществляется деятельность по дневному уходу за детьми, включая дневной уход за детьми-инвалидами, по предоставлению услуг нянь для детей, которая соответствует виду экономической деятельности, «Дневной уход за детьми», подкласс 88910 (раздел 88 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания» секции Q «Здравоохранение и социальные услуги») Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь»);
оказываются услуги на дому у гражданина, помощь по уходу за ребенком. Подкласс 88910 «Дневной уход за детьми» не предполагает реализацию образовательной программы дошкольного образования (письмо Министерства труда и социальной защиты от 08.08.2022 № 9-18/);
оказываются социальные услуги постоянного или разового характера в течение определенного времени суток, не требующих проживания или требующих нахождения в организации в течение определенного времени суток.
Помощь в уходе за ребенком (детьми) (осуществление гигиенических процедур (в том числе купание, подмывание, смена подгузников, переодевание, причесывание);
помощь в соблюдении установленного режима дня (в том числе кормление, организация дневного сна, прогулок на воздухе);
помощь в организации игровой, досуговой занятости ребенка;
помощь в обучении навыкам самообслуживания, общения, самостоятельности;
сопровождение (с родителями) в организации здравоохранения, учреждения образования, культуры;
помощь в проведении процедур, не требующих специального медицинского образования (в том числе измерение температуры тела, закапывание носа, прием лекарств по медицинским назначениям) и др. (письмо Министерства труда и социальной защиты от 08.08.2022 № 9-18/);
образовательный процесс не осуществляется, услуги дополнительного образования детей и молодежи не оказываются (постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 22.05.2000 № 395-З (ред. от 30.06.2022) «О социальном обслуживании», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 (ред. от 15.11.2022) «О некоторых вопросах оказания социальных услуг»).
Документы, на которые следует ориентироваться, приступая к созданию программы:
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
Устав учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.
Типовая программа объединения по интересам по профилям деятельности.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 года.
Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь об организации образовательного процесса.
Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям:
Техническому
Спортивно-техническому
Туристско-краеведческому
Эколого-биологическому
Физкультурно-спортивному
Художественному
Художественно-речевому
Социально-коммуникативному
Социально-экономическому
Социально-педагогическому
Культурно-досуговому
Военно-патриотическому
Интеллектуально-познавательному
Естественно-математическому
Общественно-гуманитарному
иным профилям, определяемым Положением об УДОДиМ
Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи:
Цели и задачи
Уровни изучения
Срок получения дополнительного образования
Учебно-тематический план
Время, отведённое на изучение
Виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения
Программа объединения по интересам:
Уровень изучения (базовый, повышенный)
Структурные элементы программы:
Титульный лист:
(Вышестоящий орган управления образования; наименование учреждения согласно Устава, отдел; утверждение (кем, когда, подпись директора, печать); согласование (кем, когда); название программы (лаконичное, отражающее суть образовательной области); уровень освоения программы; автор-составитель: Ф. И. О. полностью, должность; возрастной контингент детей; срок реализации программы; город, год разработки).
Пояснительная записка:
(Направленность программы; актуальность и новизна; педагогическая идея, принципы; показатели эффективности программы, цель(и) – краткая, понятная, достижимая; задачи (в обучении, развитии, воспитании); возраст учащихся; организационные сроки реализации программы; санитарно-гигиенические условия; материально-техническое и кадровое обеспечение).
Учебно-тематический план:
(Разделы, темы, количество часов (общее, теория, практика).
Содержание программы
(Краткое изложение содержания разделов, тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности).
Ожидаемые результаты:
(Результат обучения, воспитания, развития учащихся, конкретная краткая характеристика приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения).
Формы и методы реализации программы:
(Формы, методы, приёмы организации и проведения образовательного процесса; обеспечение программы методическими видами продукции; наглядный и дидактический материал; способы проверки знаний, умений и навыков (виды контроля и диагностики освоения программы и т.п.).
Формы подведения итогов реализации программы:
(Формы, способы фиксации и предъявления уровня знаний, умений и навыков учащихся в результате освоения программы).
Литература и информационные ресурсы
(Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями стандарта. Можно предоставить список литературы отдельно для педагога, детей; репертуарный список и т.п.).
Характерные нарушения законодательства об образовании, допускаемых субъектами хозяйствования в рамках оказания образовательных услуг
1. Не выполняются требования части второй статьи 26 Кодекса об образовании, а именно, субъекты хозяйствования, как иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не уведомляют структурные подразделения об осуществлении на территории административно-территориальной единицы образовательной деятельности;
Справочно: иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252 Кодекса об образовании.
Ответственность за непредставление сведений, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, предусмотрена статьей 24.11 КоАП.
2. В уставах субъектов хозяйствования не указан порядок организации образовательного и воспитательного процессов, что не соответствует пункту 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;
Справочно: учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.
Согласно пункта 2 Правил безопасности, – настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (далее - учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи).
3. Не выполняются требования пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании. Так, в отношении лиц, принимаемых на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности, не осуществляются запросы из единого государственного банка данных о правонарушениях;
Справочно: при приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности иная организация, осуществляющая образовательную деятельность, которые заключают гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
4. Не выполняются требования к порядку зачисления (статьи 58, 59 и 230 Кодекса об образовании) и отчисления обучающихся (пункт 1 статьи 68 Кодекса об образовании), выдаче документов об обучении (статьи 91 и 93 Кодекса об образовании (при реализации образовательной программы обучающих курсов). Как пример, порядок оказания платных услуг, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений определяются публичным договором, что не соответствует положениям подпункта 2.7. пункта 2 статьи 59 Кодекса об образовании;
Справочно: типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин
5. Программы объедения по интересам не согласовываются со структурными подразделениями, что не соответствует положениям части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании;
Справочно: программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования.
Порядок согласования иными организациями программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины определен пунктом 38 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
6. Не выполняются положения, предусмотренные статьями 17 и 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы дополнительного образования взрослых. Указанная документация субъектами не ведется;
7. Субъектами хозяйствования не создаются комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, что не соответствует части второй пункта 1 статьи 35 Кодекса об образовании;
Справочно: комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.
8. Не выполняются требования, предусмотренные подпунктами 2.1. пункта 2 статьи 41 Кодекса об образовании, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Справочно: санитарно-эпидемиологические требования в части требований к условиям и организации образовательного процесса, устройству и оборудованию учебных зданий (помещений) в организациях, в которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, установлены Специфическими санитарно-эпидемиологическими требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525;
Требования к планировке, оборудованию и содержанию территории и зданий, санитарно-техническому благоустройству зданий, освещению и санитарному содержанию помещений, режиму деятельности (организация образовательного (учебно-тренировочного) процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся) в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43.
Материалы составлены на основании информации Департамента контроля качества образованием Министерства образования Республики Беларусь